Частный фонд или траст предназначены, в первую очередь, для целей наследования, защиты имущества от возможных посягательств со стороны потенциальных кредиторов и иных третьих лиц, а также являются хорошей формой управления имуществом, приращения и распределения в пользу четко обозначенного круга заинтересованных лиц (например, семьи). Как правило, такая форма владения имуществом открывает для собственника дополнительные возможности, недоступные обычным компаниям или простым физическим лицам – будь то минимальные ставки налогообложения или права на приобретение и управление имуществом с особым статусом.

В рамках настоящего раздела хотелось бы подробнее рассмотреть Кипрские трасты, особенности регулирования, учреждения и управления.

Кипр унаследовал трастовое законодательство от Великобритании (Акт о Доверительном Управлении 1925 года), чья доктрина о праве собственности, на которой и базируется институт траста, сформировала в свое время кипрское законодательство о трастах.

Так, в 1955 году на Кипре был принят Закон о Доверительном Управлении 193, в котором были даны основные определения и принципы института траста. Данный закон заложил основу для последующих актов. После провозглашения Кипром независимости в 1960 году, в 1992 году принимается Закон Кипра о Международных трастах 69 (I), который, переняв лучшее от английской концепции, добавил новые положения, в целях исполнения провозглашенной Кипрским Правительством политики по повышению привлекательность Кипра и, в частности, кипрских трастов для потенциальных инвесторов.

Новый Закон не отменил действующий на тот момент Закон о Доверительном Управлении 1955 года, а, приняв его за основу, добавил новые положения, позволяющие инвесторам – нерезидентам Кипра учреждать кипрские трасты, используя все преимущества кипрского законодательства.

В результате на Кипре появилось три вида трастов:

  1. «Резидентные (местные) трасты». Регулируются английским законодательством и Законом Кипра о Доверительном Управлении. Как правило, учредитель и бенефициар данного вида траста являются резидентами Кипра, а деятельность Трасти по управлению трастовым фондом подлежит валютному контролю.
  2. «Оффшорные трасты». Также не подлежат регулированию Законом о Международных кипрских трастах. По своей структуре напоминают «местные» трасты с одним исключением: бенефициары траста должны быть нерезидентами Кипра, и активы, переданные в траст, должны располагаться вне территории Кипра.
  3. «Международные трасты». Эта форма наиболее часто используется иностранными учредителями трастов. Ключевыми характеристиками такого вида трастов являются следующие:
    • учредитель траста должен быть нерезидентом Кипра
    • бенефициары траста должны быть нерезидентами Кипра
    • хотя бы один из Трасти должен быть резидентом Кипра
    • срок действия траста – не более 100 лет
    • трастовое соглашение не регистрируется, а за заключение трастового соглашения уплачивается лишь гербовый сбор в размере 250 кипрских фунтов
    • в международный траст не может быть передано недвижимое имущество, находящееся на территории Кипра
    • доход траста не подлежит налогообложению на территории Кипра
    • все делопроизводство ведется на английском языке

Конфиденциальность:

Вопрос конфиденциальности и защиты информации о клиенте является одним из ключевых в кипрском законодательстве. Такая защита достигается тем, что на законодательном уровне запрещается раскрытие какой-либо информации третьим лицам об:

  • учредителях и бенефициарах траста;
  • указаниях бенефициара Трасти относительно порядка управления активами;
  • счетах, открытых в пользу конкретного траста;
  • составе трастового фонда (то есть, об имуществе, переданном в траст);
  • подписания каких-либо документов Трасти, выдачи доверенностей и т.д.

У данного положения есть два исключения:

  1. Трасти обязаны раскрывать всю информацию о счетах, открытых в пользу траста, а также о подписанных ими документах, бенефициару траста (если учредителем не установлено ограничение на получение такой информации последующими бенефициарами) или, если речь идет о благотворительном трасте, благотворительной организации – бенефициару.
  2. Трасти могут раскрыть вышеуказанную информацию в судебном порядке, в том случае, если Суд Кипра при рассмотрении определенного дела или, получив запрос из Суда другой юрисдикции, также связанный с рассмотрением уголовного дела, сочтет целесообразным раскрытие такой информации.

Международные трасты

С тех пор как Кипр принял Закон о Международных Трастах в 1992 г., он стал привлекательной юрисдикцией для создания трастов. Закон о Международных Трастах дополняет Закон о Трасти, который основан на английском Законе о Трасти 1925 г., и предоставляет новые возможности для Учредителей траста по управлению и сохранению активов.

Основные условия для создания международного траста (МТ)

  • Учредитель не является постоянным резидентом Кипра;
  • По меньшей мере, один Трасти является постоянным резидентом Кипра;
  • Никто из бенефициаров не является постоянным резидентом Кипра;
  • Имущество, помещённое в траст, не включает в себя недвижимое имущество, находящееся на Кипре.

Учредители:

Любое физическое лицо может быть учредителем, если он или она свободно распоряжается имуществом. Полномочия юридического лица быть учредителем зависят от положений закрепленных в уставе или законе.

Бенефициары:

Любое физическое лицо или юридическое лицо могут быть бенефициарами. При создании траста учредитель может также быть и бенефициаром траста. Трасти тоже может быть бенефициаром траста, при условии, что он (Трасти) не является единственным бенефициаром или трасти, т.к. в таком случае ни один траст не будет признан легитимным.

Трасти:

Физическое лицо или юридическое лицо (в последнем случае – если такая деятельность предусмотрена учредительными документами компании)

Протектор:

Учредитель может предусмотреть, что Трасти в обязательном порядке получает предварительное одобрение совершения каких-либо действий от Протектора, являющегося независимым лицом по отношению к трасту, а Протектор дает санкцию на совершение соответствующих действий с активами траста.

Создание Траста

  • Трасты, созданные при жизни учредителя обычно (но не обязательно), оформляются в форме Трастового соглашения, заключаемого между Учредителем в письменной форме. Учредителю предоставлена достаточно большая свобода в выборе положений, полномочий и ограничений Трасти.
  • Для кипрских трастов не существует регистрационных требований или требований по отчётности. Единственным регулирующим органом является кипрский Центральный Банк, но только тогда, когда МТ владеет акциями кипрской компании – в таком случае следует уведомить ЦБ Кипра.
  • При создании Траста уплачивается гербовый сбор в размере 250 кипрских фунтов, независимо от суммы трастового фонда.
  • Траст должен удовлетворять классическим требованиям трёх «достоверностей» (для недопущения рисков признания нелегитимным): достоверность намерения, содержания (предмета) и выгодоприобретателей. Другими словами, учредитель должен указать цель создания траста, трастовый фонд должен быть точно определён (на момент создания) и бенефициары траста должны быть установлены.

Перемещение Траста

Закон о МТ позволяет перемещать МТ с Кипра и на Кипр на следующих условиях:

  1. Оговорка о возможной смене юрисдикции должна содержаться в трастовом соглашении.
  2. В случае перемещения траста в другую юрисдикцию кипрский закон требует, чтобы новая юрисдикция признавала действительность траста и соответствующие права бенефициаров.
  3. Если траст должен быть перемещён на Кипр из другой юрисдикции, перемещение должно быть в рамках закона той юрисдикции.

Налогообложение дохода Траста

Любой доход МТ не подлежит налогообложению на Кипре, в том числе получаемые трастом дивиденды, проценты, роялти, прибыль от реализации фондов, и иные формы доходов, получаемые трастом.

МТ также не облагается налогом на прирост капитала. Большое количество заключенных Кипром Соглашений об избежания двойного налогообложения позволяет использовать дополнительные возможности налогового планирования.

Особенности Кипрского Международного траста

  1. Срок существования. МТ может функционировать до 100 лет, несмотря ни на какие положения, предусматриваемые законом Кипра или любой другой страны.
  2. Аккумуляция дохода. Доход МТ может быть аккумулирован за весь период его действия.
Репатриация валютной выручки: что изменилось?
Юрист налоговой практики юридической фирмы Клифф рассказала о новых правилах валютного контроля.
Как платить налоги при переезде за границу и при возвращении домой?
Руководитель налоговой практики юридической фирмы Клифф Наталья Кордюкова поделилась четкими рекомендациями и чек-листом.

Заказать услугу