Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
19.03.2014

Напомним, что налоговое соглашение между Россией и Мальтой было подписано еще в прошлом году, 24 апреля. Россия несколько задерживается в процедуре ратификации Конвенции: соответствующий законопроект был внесен в Государственную думу РФ только 31 декабря 2013 года, его рассмотрение в первом чтении должно состояться на этой неделе - 21 марта 2014 года. Можно надеяться, что все необходимые процедуры будут пройдены в течение этого года, что даст возможность использовать данное соглашение уже в 2015 году.

Следует отметить, что рассматриваемая Конвенция является не первым вариантом двустороннего налогового соглашения - предыдущая редакция была заключена еще в 2000 году, но так и не была ратифицирована российской стороной по ряду причин, в том числе из-за реформы налоговой системы Мальты в связи с ее вступлением в Европейский союз.

Конвенция представляет собой, в целом, стандартный для такого рода документов текст, основанный на модельных соглашениях, рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций. Однако, льготы, предоставленные данным соглашением в отношении дивидендов, делают его во многом уникальным и, вероятно, одним из самых интересных соглашений, заключенных Россией за последнее время.

В новом соглашении Мальта и Россия договорились, что выплачиваемые резиденту другой страны дивиденды могут облагаться налогом у источника по минимальной ставке 5%. Для использования льготы достаточно соблюдения следующих простых условий:

  • прямое владение не менее чем 25% капитала дочерней компании;
  • доля участия в капитале дочерней компании не менее 100 тысяч евро.

Сама по себе льготная ставка налога в 5% не так часто встречается среди соглашений, заключенных Россией. Тем больший интерес она представляет, учитывая особенности корпоративного и налогового законодательства Мальты.

Налоговым законодательством Мальты предусмотрен режим освобождения от участия («participation exemption») в отношении дивидендов, полученных компанией - резидентом Мальты из так называемого «квалифицированного участия» в дочерней организации («participating holding»). В результате применения такого режима дивиденды могут быть полностью освобождены от локального налогообложения. Предоставленные режимом «participation exemption» льготы являются доступными для широкого круга лиц. В частности, для установления квалифицированного участия достаточно владеть только 10% акций иностранной компании.

Тем более примечательны данные льготы, учитывая, что налог у источника при выплате дивидендов из Мальты не удерживается. Такое соотношение открывает массу возможностей для создания в данной юрисдикции холдингового владения российским бизнесом: при соблюдении всех условий, эффективная ставка дивидендов, выплачиваемых из России в адрес холдинговой компании на Мальте, может составлять до 5%, вне зависимости от того, кто является их конечным получателем и в какой юрисдикции он находится. Налогообложение дивидендов при гармоничном планировании структуры будет возникать только при выплате из России (5%), а также у конечного получателя дохода – юридического или физического лица, и только если такое налогообложение предусмотрено законодательством страны его резиденства.

Очевидные преимущества мальтийской юрисдикции, такие как благоприятное внутреннее законодательство и налоговая система, широкая сеть заключенных договоров об избежании двойного налогообложения, членство в Евросоюзе, позволяющее пользоваться преимуществами Европейского налогового и корпоративного законодательства, при надлежащем налоговом планировании и структурировании делают Мальту эффективным инструментом, привлекательным для российского бизнеса при разработке и оптимизации структуры владения группой.

Вместе с тем, стоит отметить, что предоставленные льготы могут быть использованы только при строгом соблюдении законодательства и его специальных ограничений, в частности:

  • новая Конвенция содержит в себе положения, призванные воспрепятствовать злоупотреблением предоставленными им преференциями, а также специальные положения об обмене налоговой информацией между юрисдикциями;
  • мальтийское законодательство само по себе дополнительно содержит особые условия исключения противоправного использования положений льготного дивидендного режима («anti-abuse provisions»);
  • также необходимо отдельно заметить, что со стороны России на настоящий момент Республика Мальта все еще включена в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций («черный список» Минфина РФ).

Ни одно из данных ограничений не перечеркивает всех достоинств мальтийской юрисдикции и ее высокого потенциала в налоговом планировании. Тем не менее, эти и иные ограничения необходимо иметь в виду при выборе данной юрисдикции и структурировании отношений внутри холдинга, т.к. неверное использование положений новой Конвенции может существенно снизить эффективность всей архитектуры.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?