Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
19.09.2014

Данный законопроект был подготовлен правительством как ответ на представленный для обсуждения в 2013 документ Министерства предпринимательства, инноваций и ремесел (BIS), затрагивающий вопросы прозрачности бизнеса в Великобритании и повышения к нему доверия.

Законопроект предусматривает ряд существенных изменений, направленных на повышение прозрачности бизнеса, самым главным из которых можно назвать требование к раскрытию информации о бенефициарных собственниках компании и введение нового понятия “лица, обладающего существенным контролем” (“PSC”). Лицом, обладающим существенным контролем над компанией, будет считаться физическое или юридическое лицо, которое соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

• Владеет (прямо или косвенно, единолично либо совместно) более чем 25% от выпущенного уставного капитала компаний или имеет аналогичное право на участие в распределении прибыли компании;
• имеет (прямо или косвенно, единолично либо совместно) более 25% прав голоса в компании или контролирует данное количество голосов;
• имеет право назначать или снимать с должности большинство совета директоров компании;
• любое иное лицо, которое оказывает существенное влияние и имеет существенный контроль над компанией.

Информация о лицах, обладающих существенным контролем над компаниями, должна будет храниться в специально созданном реестре и будет доступна для публичного доступа. Для физических лиц в нее будут входить имя, адрес, национальность, дата рождения и почтовый адрес (при этом так же будет запрашиваться адрес постоянного места жительства, но он не будет доступен для публичного доступа). В случае юридического лица данная информация будет включать в себя название юридического лица, адрес штаб-квартиры или зарегистрированного офиса компании, её организационно-правовую форму и закон, в соответствии с которым она осуществляет свою деятельность. Также в реестре будет содержаться информация о дате начала осуществления существенного контроля данным лицом и подробная информация о характере такого контроля над компанией.

В случае если компания не предоставит сведения о PSC, такая компания будет подлежать штрафу, а для ее должностных лиц может возникнуть уголовная ответственность вплоть до тюремного заключения сроком до двух лет.

В законопроекте также содержатся специальные положения в отношении держащих акции доверительных собственников и номиналов. Например, в случае если акциями владеет акционер, на самом деле являющийся номинальным (то есть может распоряжаться ими только по инструкции или указанию другого лица), будет считаться, что акциями владеет человек, по факту распоряжающийся акциями. Данные положения направлены на то, чтобы можно было отследить конечного бенефициарного владельца даже несмотря на то, что он не задействован напрямую (например, является бенефициаром компании-акционера).

Помимо этого, законопроект предполагает запрет назначения юридических лиц в качестве корпоративных директоров компании, предусматривается полная отмена возможности выпуска акций на предъявителя и введение обязанности обмена ныне существующих на именные. Еще одной интересной предлагаемой поправкой является замена текущего требования к подаче ежегодной корпоративной отчетности (Annual Return) на требование как минимум один раз в 12 месяцев подтверждать, что вся необходимая информация была отправлена в регистрационный орган. Для компаний вводится новая возможность вводить ограничения на распоряжение акциями, в случае если акционер отказывается раскрывать о себе информацию.

По мнению экспертов, вероятность того, что данные нововведения будут полностью отклонены, является довольно низкой, однако предполагается, что законопроект претерпит существенные изменения. Эксперты также не считают введение реестра оптимальным решением для увеличения прозрачности бизнеса и предполагают, что для этой цели могут быть использованы другие средства.

На данный момент законопроект прошел первые два чтения в Палате Общин. Следующей стадией будет обсуждение в специализированном Комитете, дата которого пока не назначена, а сам закон планируется принять до начала выборов в Палату Общин, которые состоятся в мае 2015 года.

Данная инициатива перекликается с предложением Росфинмониторинга, направленным Правительству РФ, дополнить ЕГРЮЛ сведениями о бенефициарах российских компаний. По замыслу Росфинмониторинга требуемая информация будет вноситься в ЕГРЮЛ при регистрации юридических лиц и обновляться при смене бенефициарных владельцев (не позднее 60 дней после изменений). Для уже зарегистрированных компаний предложено установить некий предельный срок представления этих данных. Предлагается внести соответствующие поправки в Гражданских кодекс, а за нарушение данных требований ввести административную ответственность. Данная информация будет находиться в закрытом доступе и может быть раскрыта либо по решению суда, либо по запросу федерального органа государственной власти, либо самого Росфинмониторинга.

Российские эксперты также настроены скептически, так как получение данных сведений может быть сопряжено с определенными трудностями, связанными с раскрытием информации в иностранных юрисдикциях, а также с возможностью утечки данных сведений.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?