Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск

Как мы можем вам помочь?

04.02.2016
Светлана Байдина

Если Вы стараетесь быть в курсе самых актуальных изменений законодательства, то вероятно, Вы уже имели возможность ознакомиться с недавними поправками к законодательству Республики Кипр, связанными с подтверждением статуса налогового резидентства. Юридическую составляющую вопроса, подробный анализ нововведений, а также ссылки на нормативно-правовые акты Вы можете найти в одной из наших прошлых статей.

Напомним, что на сегодняшний день для компании, зарегистрированной на территории Республики и желающей получить сертификат налогового резидентства, необходимо заполнить особую форму, разработанную налоговыми органами Кипра. Данная форма включает в себя, помимо прочих пунктов, также и вопрос о факте выпуска компанией генеральной доверенности.

Цель введения в действие данной формы очевидна: такая практика направлена на добросовестное определение места реального управления компанией в рамках соблюдения международных обязательств по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Для европейских налоговых органов такая процедура не является новой, и уже на протяжении долгого времени подобные требования существуют в Нидерландах, Великобритании и других государствах. 

Стоит согласиться, что ранее существовавшая на Кипре возможность беспрепятственного получения справки о резидентности компании, очевидно, осталась в прошлом. Ситуация действительно изменилась кардинально. Уже 26.01.2015 один из наших кипрских партнеров получили первый отказ в выдаче сертификата резидентности лишь на основании выпуска компанией генеральной доверенности. 

Что это значит для Вас?

В первую очередь, стоит ответить на главный вопрос: а можно ли просто соврать налоговым органам, ответив на вопрос о наличии генеральной доверенности «НЕТ»?

Мы уверены, что некоторый юридические фирмы могут предложить Вам использовать такой вариант. Тем более, что долгие годы на Кипре государственные органы сами поощряли подобную практику. Какие же в нем плюсы и есть ли минусы?

Плюсы очевидны: Вы продолжаете использовать генеральную доверенность и не изменяете в системе работы Вашей кипрской компании вообще ничего. То есть по сути игнорируете все процессы, происходящие с кипрским, российским и мировым законодательством в целом. В то же время очевидны и минусы: нельзя просто притворяться, что в России не вступил в силу закон о КИК, что наша страна не ратифицировала Конвенцию ОЭСР о Взаимной административной помощи по налоговым вопросам, что не изменился подход к определению налоговой резидентности юрлица, и что мы все не стоим на пороге глобального обмена информацией между государствами.

А если признавать изменения, стоит задуматься о том, как адаптировать к ним свой бизнес и работать в новых условиях.

Если Вы планируете воспользоваться льготами по Соглашению об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром, и для этого Вам необходим Сертификат налогового резидентства, то при продлении компании Вам следует принять решение о том, как поступить с управлением компанией.

Мы расположили варианты действий в зависимости от рисков, которые могут возникнуть при выборе какого-либо из них, от наиболее безопасного к наименее:

  • подписывать все договоры и открывать счета в банках от лица директора компании, таким образом полностью отказавшись от выпуска доверенности (самый безопасный со всех точек зрения, но самый неудобный и дорогой)
  • выпускать специальные доверенности под каждое действие поверенного лица;
  • выпускать взамен генеральной доверенности две специальные. При этом, в одном из документов будут содержаться общие полномочия поверенного лица, во втором –полномочия, связанные с осуществлением действий с банковским счетом компании (при этом за минимальные расходы на новую доверенность снижаем риск как на Кипре, так и России по обнаружению генеральной доверенности).

Мы понимаем, что новые условия накладывают дополнительную временную и финансовую нагрузку как на Вас, так и на Ваш бизнес в целом и работать по прошлым условиям было гораздо проще.

Тем не менее, важно понимать, что предоставление налоговым органам некорректной информации влечет за собой появление неоправданных рисков для компании и ее директора. Мы стремимся избежать возникновения подобных ситуация для наших клиентов, предлагая тем самым наиболее рациональные способы адаптации Вашего бизнеса к законодательным изменениям.

При возникновении вопросов Вы всегда можете обратиться к нашим юристам.

Об авторе:

Светлана Байдина,
Старший юрист департамента международного налогового планирования, Юридическая фирма "Клифф"

Как мы можем вам помочь?