Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
16.10.2015

5 октября 2015 года ОЭСР представила финальный пакет рекомендаций в рамках программы BEPS, которая представляет собой самую значительную разработку в международной налоговой системе за последние 60 лет.

Напомним, что ОЭСР и страны «Большой двадцатки» запустили разработку программы BEPS в 2013 году. Целью этой программы является противодействие размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли посредством схем налогового планирования. Программа BEPS содержит 15 пунктов, которые сопровождены соответствующими рекомендациями ОЭСР.

Пункт 1 программы посвящен проблеме растущего количества интернет – компаний, которые представляют угрозу для налогового администрирования в связи с наличием у них возможности уклониться от уплаты налогов. Такая возможность обусловлена тем, что интернет-компаниям не требуется физическое присутствие для оказания своих услуг. В целях противодействия такой практике ОЭСР рекомендует странам применять общие принципы (International VAT/GST Guidelines to business) исчисления и оплаты НДС при совершении сделок с потребителями, а также применять пункт 7 настоящей программы.

В пункте 2 ОЭСР предлагает рекомендации в отношении борьбы с гибридными инструментами и организациями. Под гибридными инструментами ОЭСР понимает инструменты, рассматриваемые как долг в одной юрисдикции и как доход – в другой юрисдикции. Гибридные организации, в свою очередь, представляют собой организации, которые в рамках налогового планирования считаются прозрачными в одних юрисдикциях и непрозрачными в других. Основное предложение ОЭСР состоит в том, чтобы государства не разрешали компаниям заявлять налоговые вычеты в случае отсутствия соответствующего такому вычету дохода. ОЭСР также рекомендует применять «defensive rule», согласно которому в случае одобрения налогового вычета без наличия соответствующего дохода в одной юрисдикции налог подлежит оплате в другой юрисдикции.

В пункте 3 программы ОЭСР анализирует разрешение вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов посредством использования контролируемых иностранных компаний (далее - КИК). Так, ОЭСР рекомендует государствам инкорпорировать в свое законодательство более широкое определение КИК, которое также включает в себя товарищества, трасты, постоянные представительства. Более того, критерий наличия прямого и косвенного контроля для признания компании КИК должен оцениваться с точки зрения права и экономики. Также при определении контроля государствам надлежит использовать критерий контроля de facto. По мнению ОЭСР, для предотвращения практики двойного налогообложения, государствам следует применять систему зачетов уплаченных налогов в иностранных юрисдикциях.

В пункте 4 программы ОЭСР рекомендует ввести максимальное ограничение в отношение процентных вычетов из налогооблагаемой базы. Более того, ОЭСР рекомендует государствам ввести в национальное законодательство стран определение процентов и финансовых процентов; определить круг лиц, на которых распространяется действие правил процентных вычетов; определить случаи, при которых такие правила не применяются.

Основной рекомендацией ОЭСР в пункте 5 является повышение внимания стран к прозрачности бизнеса и наличию физического присутствия (substance) при применении преференциального налогового режима.

Согласно рекомендациям ОЭСР в пункте 6, для предотвращения злоупотребления применения налоговых соглашений государствам при налогообложении прибыли компаний следует применять следующие три подхода в любых комбинациях: тест основной цели деятельности, правило детального ограничения суммы выгоды и упрощенное правило ограничения суммы выгоды.

В пункте 7 ОЭСР предлагает расширить определение постоянного представительства посредством признания постоянным представительством деятельности агента, который заключает договор или ведет переговоры по существенным условиям договора от имени компании, если этот агент не является независимым агентом.

Пункты 8, 9 и 10 программы посвящены трансфертному ценообразованию. Так, ОЭСР предлагает государствам ввести более точное определение нематериальных активов, а также разработать механизм, позволяющий подтвердить факт, что прибыль распределена должным образом. ОЭСР также отмечает, что для целей трансфертного ценообразования налоговые органы вправе игнорировать сделки при наличии обстоятельств, свидетельствующих о коммерческой иррациональности. В программе отмечены рекомендация по уточнению применения правил трансфертного ценообразования, в частности, рассмотрены вопросы распределения прибыли. В соответствии с рекомендациями ОЭСР, государствам следует предоставить механизм защиты против применения стандартных платежей, уменьшающих налоговую базу.

Пункты 11-15 программы касаются процедурных вопросов таких, как сбор сведений по применению программы BEPS компаниями (пункт 11), раскрытие информации по агрессивному налоговому планированию (пункт 12), подача документов при предоставлении налоговым органам отчетности по трансфертному ценообразованию (пункт 13), разрешение споров посредством согласительных процедур (пункт 14), необходимость создания многостороннего документа, представляющего изменения в двусторонние СОИДН (пункт 15).

Что это значит для Вас?

Очевидным является, что программа BEPS направлена на устранение практики агрессивного налогового планирования. Целью применения этой программы является увеличение налоговой базы.

Мы считаем, что для целей правильного и эффективного налогового планирования необходимо рассмотреть различные варианты реструктуризации бизнеса с учетом рекомендаций программы BEPS. Примерами такой реструктуризации могут быть использование новых юрисдикций и рациональное перераспределение функциональной нагрузки на структурные подразделения компаний.

Команда Юридической фирмы «КЛИФФ» будет продолжать следить за мировыми тенденциями в налоговой сфере, в том числе сфере налогового администрирования, и информировать своих клиентов о наиболее актуальных из них.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?