Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
29.06.2017
Дарья Пашкова

После проведенного 12 февраля 2017 года референдума, где большинство граждан Швейцарии проголосовало против проведения налоговой реформы, можно утверждать, что компании, инкорпорированные в Швейцарии, продолжают оставаться интересным инструментом налогового планирования.

На данном референдуме 59% граждан не поддержали соответствующую инициативу правительства по принятию третьего по счету пакета мер по оптимизации национальной системы налогообложения прибыли от коммерческой деятельности иностранных холдингов, «за» реформирование проголосовало 41%.

Напомним, что необходимость проведения налоговой реформы была вызвана тем, что страны Европейского Союза заявили о том, что привилегированные налоговые режимы, предоставляемые швейцарским законодательством, содержат в себе признаки «недобросовестной конкуренции», которые, по мнению представителей Евросоюза, противоречат действующим между Швейцарией и ЕС международным договорам. В начале 2013 года еврочиновники потребовали от Швейцарии упразднить существующую налоговую практику. В рамках реформы Правительство предлагало установить единую для всей страны ставку корпоративного налога для того, чтобы прекратить практику, при которой различные кантоны самостоятельно определяют ее размер и могут использовать это для привлечения международных корпораций. Налоговые привилегии для холдингов в настоящий момент касаются порядка 24 тыс. компаний, насчитывающих около 150 тыс. сотрудников.

Несмотря на то, что на национальном уровне данные инициативы правительства не были поддержаны плебисцитом, можно ожидать негативной реакции международных организаций и, как выразился Директор по вопросам налоговой политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Паскаль Сан-Аман, введение санкций против Швейцарии.

Как известно, налогообложение швейцарских компаний осуществляется на трех уровнях: федеральном, кантональном и муниципальном. При этом в некоторых кантонах (Цуг, Швиц, Нешатель) по согласованию с местными властями возможно предоставление компании статуса домицильной. Статус домицильной компании предполагает, что компания ведет деятельность и извлекает доход преимущественно за пределами Швейцарии, и при соблюдении этих условий компания не платит кантональных и муниципальных налогов на прибыль, уплачивая только федеральный налог на прибыль по ставке 8,5 %. Компания признается налоговым резидентом Швейцарии в случае, если она инкорпорирована в Швейцарии, эффективно управляется и контролируется с территории Швейцарии.

 Существующий налоговый режим Швейцарии привлекателен в первую очередь для холдинговых и трейдинговых компаний.

Между Россией и Швейцарией действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 года.  При выплате дивидендов из России в Швейцарию будет удержан налог у источника по ставке 5 или 15 процентов в зависимости от суммы инвестиций и процента владения. В Швейцарии же эти доходы при соблюдении условий квалифицированного участия будут освобождены от налогообложения, в противном случае будут обложены корпоративным налогом.

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между Россией и Швейцарией, устанавливает ограничения по налогу у источника, а именно если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5% от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (отличная от товарищества), которой прямо принадлежит по меньшей мере 20% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и иностранный капитал, инвестированный в нее, превышает двести тысяч (200 000) швейцарских франков или их эквивалент в любой другой валюте на момент начисления дивидендов;

b) 15% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Таким образом, если акционером швейцарской компании является физическое лицо, резидент в Российской Федерации, то возникает налог у источника в Швейцарии по ставке 15 %.

При выплате дивидендов нерезидентам удерживается налог у источника в размере 35%, если эта ставка не ограничена международным договором со страной местонахождения акционера компании или Директивой ЕС о материнских и дочерних компаниях при соблюдении определенных условий.

Отметим, что при построении холдинговой структуры компании необходимо учитывать общемировые тенденции, а также правоприменительную практику разделения юридического и фактического получателя доходов при применении международных соглашений. Например, в решении VPB 65.86 2001 III vom 28 Februar 2001, принятом Федеральной налоговой комиссией Швейцарии по апелляциям, по спору о выплате дивидендов из Швейцарии в Люксембург и далее в офшорную юрисдикцию, швейцарской компании был доначислен налог у источника. По действовавшему Соглашению об избежании двойного налогообложения между Швейцарией и Люксембургом к данным доходам применялась ставка налога у источника 5 процентов, если люксембургский учредитель владел, по меньшей мере, 25 процентами капитала швейцарской компании, распределяющей дивиденды, и 0 процентов, если срок такого владения превышал два года. Налоговая комиссия постановила, что в данном случае применение соглашение с Люксембургом невозможно, поскольку люксембургская компания использовалась в качестве посреднической компании только для получения налоговой выгоды, в то время как фактическим получателем и бенефициаром дивидендов являлась другая компания, зарегистрированная в оффшорной юрисдикции, которая не могла претендовать на применение налоговой льготы.

Аналогичное решение (2A.239/2005 vom 28 November 2005) принял Верховный суд Швейцарии в отношении датской компании-посредника при перечислении дивидендов в офшор (остров Гернси). Суд при принятии решения исходил из тех же предпосылок, что и в решении, упомянутом ранее, а также установил, что датская компания не имела признаков осуществления реальной деятельности в Дании (substance, а именно отсутствовал офис, сотрудники, сделки с местными контрагентами). Кроме того, как было указано в судебном решении, запрет злоупотребления налоговыми преимуществами при использовании компаний типа «почтовый ящик» соответствует принципам статьи 9 Федеральной конституции Швейцарии.

С учетом обозначенных рисков можно порекомендовать заключение налогового соглашения со швейцарскими налоговиками (tax ruling) для устранения возможных налоговых рисков, а также более спланированное построение холдинговых отношений. При правильном построении структуры владения швейцарские компании можно эффективно использовать в качестве международных холдинговых структур.  При выполнении некоторых требований получаемые ими доходы в виде дивидендов и прироста капитала освобождены от федеральных и местных налогов в Швейцарии. 

Однако нельзя не отметить, что Швейцария, подчиняясь требованиям мирового сообщества и, в частности, ОЭСР, обязана будет изменить свое законодательство в ближайшей перспективе. Поэтому несмотря на результаты всенародного референдума, очевидно, что система налогообложения в Швейцарии будет меняться. В то же время можно отметить, что Швейцария приложит все усилия для того, чтобы новые налоговые режимы оставались привлекательными для иностранных инвесторов.

Специалисты нашей компании будут рады оказать консультацию в отношении использования швейцарских компаний в международной деятельности.

Об авторе:

Дарья Пашкова,
Старший юрист департамента международного налогового планирования

Компетенции:

  • Консультирование по вопросам корпоративного и налогового законодательства иностранных государств, офшорные юрисдикции, низконалоговые европейские юрисдикции (в т.ч. Кипр, Венгрия, страны Прибалтики), высоконалоговые юрисдикции (в т.ч. Швейцария, Лихтенштейн, Голландия), Гонконг, ОАЭ, Сингапур, Великобритания и иные юрисдикции;
  • Консультирование по законодательству Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях;
  • Регистрация и дальнейшее обслуживание компаний в иностранных юрисдикциях;
  • Подготовка корпоративных документов, договоров в рамках ведения деятельности иностранных компаний, разработка и внесение изменений в учредительные документы, подготовка документов для сделки вхождения инвесторов в иностранную компанию, в том числе договора подписки, акционерных соглашений, опционных соглашений по иностранному праву;
  • Подготовка юридических заключений по вопросам корпоративного и налогового права зарубежных стран;  
  • Подготовка документов для безналоговой ликвидации контролируемых иностранных компаний;
  • Подготовка документов для уведомлений по законодательству Российской Федерации о контролируемых иностранных компаний.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?