Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
20.03.2009
По некоторым оценкам, оффшорные счета в так называемых «налоговых гаванях», где уклонение от уплаты налогов не признается преступлением, обходятся США порядка 100 млрд. долларов налогов ежегодно [1], а Великобритании- порядка 4 млрд. фунтов (около 5,6млрд долл) [2], что в условиях дефицита бюджетов на фоне глубочайшего со времен Великой депрессии мирового финансового кризиса, является непростительной роскошью.
Лидеры некоторых европейских стран уже объявили о своих планах «продавить» налоговые гавани. В настоящий момент в черном списке ОЭСР находятся Лихтенштейн, Андорра, Монако и некоторые другие страны, но Германия и Франция выступили с инициативой составления нового списка стран, законодательства которых не подпадают под стандарты прозрачности и раскрытия информации по налоговым вопросам, принятые в ОЭСР, с последующим применением санкций к этим странам. На предстоящей встрече глав государств «большой двадцатки» в начале апреля в Лондоне, предполагается обсудить вопрос включения Австрии, Люксембурга и Швейцарии в упомянутый черный список. Вопрос сам по себе интересный с учетом хотя бы того, что Австрия, Люксембург и Швейцария сами являются членами ОЭСР.
В этих условиях Лихтенштейн на данный момент продекларировал, что приведет свое законодательство о банковской тайне в соответствие с требованиями ОЭСР и намерен заключить с европейскими странами двусторонние договоры по сотрудничеству и обмену информацией в налоговых целях, нивелируя тем самым имидж страны как налоговой гавани. Таким образом, Лихтенштейн откажется от разделения налогового мошенничества как гражданского правонарушения и уклонения от уплаты налогов как преступления. В декабре 2008 года Лихтенштейн уже достиг договоренностей с США о том, что банковская тайна не будет применяться не только к случаям отмывания денег и налогового мошенничества, но и к доказанным случаям уклонения от уплаты налогов. Аналогичные переговоры ведутся Лихтенштейном с другими странами, в частности с Германией, Францией, Великобританией.
Пытаясь сдержать отток капитала, Лихтенштейн выступил с инициативой стимулирования добровольного декларирования счетов состоятельных клиентов Лихтенштейнских банков владельцами этих счетов, о чем планируется вести речь на двусторонних переговорах с европейскими странами. Такой подход аргументируется глобальностью проблемы уклонения от уплаты налогов, в частности тем, что непринятие «добровольной амнистии капитала» приведет к перемещению капитала в другие оставшиеся более лояльными страны.
 
О пересмотре своих позиций в сторону ослабления банковской тайны и предоставления информации в налоговых целях заявили Монако, Андорра, Сингапур и Гонконг.
Ограничения на доступ к банковской информации в налоговых целях остаются в таких странах как Швейцария, Австрия, Люксембург, некоторых оффшорных центрах, включая Панаму и др. Все указанные страны настаивают на сохранении банковской тайны для того, чтобы исключить возможность «фишинга» данных клиентов иностранными правительствами. В условиях возросшего давления Швейцарское правительство в марте заявило о сохранности банковской тайны, но объявило об усилении международного сотрудничества по налоговым вопросам. В настоящий момент правительством Швейцарии сформирована группа экспертов для рассмотрения критериев налогового мошенничества и выработки рекомендаций по переговорам с другими странами.
Таким образом, ситуацию можно характеризовать как развивающуюся, и еще рано говорить о конкретных существенных изменениях в институте банковской тайны. На данный момент никакой из подвергающихся давлению стран еще не было принято конкретных решений, поэтому сложно достоверно оценивать ситуацию в рамках предположений и догадок.  Хотя тенденция усиления давления на оффшорные финансовые центры налицо и определенные послабления уже имеют место, хочется подчеркнуть, что речь идет не об отмене банковской тайны и автоматическом обмене информацией, а о смягчении банковской тайны при определенных условиях и возможности сотрудничества с налоговыми органами в случаях доказанного уклонения от уплаты налогов.  Хочется также обратить внимание на то, что последнее развитие событий касается в первую очередь граждан США, а также граждан Европейских стран и не затрагивает Россию и другие страны СНГ, также как и страны  Азии, Ближнего и Дальнего Востока.
 
 


[1] Оценка сенатора Карла Левина (Michigan Senator Carll Levin), приведенная Уорреном Гилесом (Warren Giles) и Кристианом Баумгэртелем (Christian Baumgaertel) в статье на www.bloomberg.com.
[2] По данным Британского конгресса тред-юнионов (Trades Union Congress) на 1 марта, приведенным Уорреном Гилесом (Warren Giles) и Кристианом Баумгэртелем (Christian Baumgaertel) в статье на www.bloomberg.com.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?