Регистрация судов и яхт
Одним из эффективных способов использования оффшорных компаний является оформление на них имущества, в том числе недвижимого. Зачастую таким имуществом выступают морские торговые суда и частные яхты.
Чтобы лучше понять побудительные причины использования оффшоров в этом случае, необходимо раскрыть следующие вопросы:
Преимущества регистрации судов в оффшорных юрисдикциях
Конфиденциальность владения
В большинстве случаев, основным преимуществом использования оффшорных компаний для регистрации судов является конфиденциальность владения судном. Если Вы владеете судном конфиденциально через владение компанией, то это защищает лично Вас от претензий третьих лиц в отношении такого владения. Это, безусловно, защищает Вашу собственность от возможных исков, которые должны быть адресованы уже не Вам, а оффшорной компании, с учетом того, что рассматриваться такие иски должны в судах по месту регистрации судна. Конфиденциальность позволяет минимизировать как деловые риски, связанные с конкурентной борьбой, неплатежеспособностью, так и возможные личные претензии, обычную человеческую зависть и т. д.
Реализуется это следующим способом:
-
Регистрируется (или покупается готовая) оффшорная компания.
Конфиденциальность владения оффшорной компанией достигается с помощью различных способов, о которых уже достаточно написано. Отметим только, что это могут быть акции на предъявителя, закрытые реестры акционеров и директоров или их отсутствие и т. д. (Подробнее консультацию по этому вопросу Вы можете получить у специалистов нашей фирмы). При этом следует отметить, что, как правило, в большинстве оффшорных юрисдикций существует ограничение по составу владельцев судов для регистрации их в местном судовом Реестре: такими владельцами могут выступать только резиденты этих территорий или иные, прямо указанные в местном законодательстве, лица. Это, зачастую, приводит к необходимости приобретать оффшорную компанию в той юрисдикции, где и планируется регистрировать судно.
-
Варианты приобретения судна
- судно изначально приобретается у завода-изготовителя или судно приобретается на «вторичном рынке»;
- судно уже находится в Вашей собственности, но Вы хотите передать его в собственность оффшорной компании.
Вариант а) имеет то преимущество, что никакой связи между Вами и судном не прослеживается. В связи с этим требования к конфиденциальности владения оффшорной компанией могут быть не такие серьезные, как в случае б).
Если рассматривать вариант б), то прежняя связь Вас, как собственника, и судна будет порождать подозрение о Вашем непосредственном владении оффшорной компанией при передаче (продаже, дарении и иной сделке) судна к этой компании. Следовательно, в этом случае необходимо обеспечивать максимальный уровень конфиденциальности владения оффшорной компанией. Это достигается при помощи использования различных способов, в том числе трастовых схем, а также цепочек последовательных сделок с целью создания максимально разумных препятствий проведению любого исследования данного вопроса третьими лицами, неуполномоченными на то законом.
-
Открытие банковского счета
Обслуживание оффшорной компании, являющейся владельцем судна, а также обслуживание самого судна, диктуют необходимость открытия банковского счета и осуществления платежей. У банковского счета всегда есть управляющий — физическое лицо. Получить данные на управляющего счетом сложно, но принципиально возможно. Следовательно, необходимо использовать механизмы, при которых управление банковским счетом для обслуживания судна не вызовет подозрений о возможном владении самим судном. Такие механизмы есть.
Налоговые преимущества
В большинстве оффшорный юрисдикций действуют очень льготные условия, связанные со стоимостью регистрации судов и ежегодной стоимостью продления такой регистрации. Эти условия, как правило, дополняются условием отсутствия налогообложения как такового прямыми налогами доходов, полученных от использования судна, а также, в зависимости от юрисдикции, отсутствием косвенных налогов (НДС) и таможенных пошлин.
Бюрократические процедуры, по возможности сведены, к минимуму, и процедура регистрации занимает, как правило, не более двух недель с момента предоставления всех документов в легализованной форме.
Так, например, на Британских Виргинских островах (БВО), при условии, что судно зарегистрировано на Международную предпринимательскую компанию (IBC), отсутствует налогообложение доходов, полученных от использования или перепродажи судна. Из этого правила есть только одно исключение — использование или перепродажа судна и получение дохода непосредственно на Британских Виргинских островах.
При этом необходимо отметить, что БВО относится к I категории реестра судов и допускает регистрацию всех типов яхт, включая мега яхты до 3000 тонн и грузовых судов с неограниченным тоннажом.
Безусловно, эти условия несопоставимы с налогообложением аналогичных доходов на территории РФ. Так, при продаже судна на территории РФ возникнет объект для налогообложения как по налогу на прибыль, так и по НДС. В большинстве случаев при импорте судна в РФ также необходимо заплатить НДС и таможенные пошлины (исключение из этого правила есть, но для получения льгот необходимо удовлетворить довольно сложные требования). При этом ставки налогов высокие. Все это привело к тому, что по официальной статистике Минтранса к настоящему времени уже не существует Балтийского пароходства, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98%, Новороссийского — на 79%, Северного и Приморского — на 65%.
Легкость передачи владения судна
Отсутствие налоговых и бюрократических издержек при продаже судна один из немаловажных плюсов при регистрации его на оффшорную компанию. Продается не само судно, а акции компании, которой судно принадлежит. Это, фактически, позволяет не менять собственника судна в реестре и не проходить дополнительных процедур при смене реального собственника. Разумеется, что такая «продажа судна» не имеет налоговых последствий.
Выбор флага
Очень часто, для того, чтобы суда перевозили грузы без дополнительных формальностей в каком либо определенном районе земного шара необходимо, чтобы судно было зарегистрировано в одной из стран, расположенных в этом районе. Типичным примером является водное пространство ЕС, где перевозить грузы могут только суда, зарегистрированные в ЕС. Для этих целей отлично подходит Гибралтар, сочетая преимущества оффшорной территории, реестра судов I категории Британского флага и членства в ЕС в соответствии с условиями вступления Великобритании в ЕС.
Также необходимо учитывать юрисдикцию вероятных судебных процедур и защиту, связанную с исполнением решений суда. В этом смысле Британский флаг — один из наиболее привлекательных, поскольку обеспечен защитой британской консульской службы и британской судебной властью.
Дополнительным преимуществом (и немаловажным в свете общемировой проблемы пиратства с использованием высокотехнологичных средств вооружений) является то, что судна, зарегистрированные под флагом Ее Величества Королевы Великобритании, обеспечиваются защитой британских ВМС.
Выбор юрисдикции регистрации судна
После выбора флага логичным будет выбрать юрисдикцию регистрации судна. Есть несколько различных юрисдикций, предоставляющих возможность регистрации судов под британским флагом в реестрах различных категорий.
Таблица юрисдикций британского флага и соответствующая категории реестра
Юрисдикция |
Категория реестра |
United Kingdom |
I |
Bermuda |
I |
Cayman Islands |
I |
Isle of Man |
I |
Gibraltar |
I |
Anguilla |
II |
BVI |
I |
Falkland Islands |
II |
Guernsey |
II |
Jersey |
II |
Montserrat |
II |
St. Helena |
II |
Turks and Caicos |
II |
С другой стороны, есть оффшорные юрисдикции, в которых судно регистрируется под собственным флагом, например, Сент-Винсент, Белиз и др.
Выбор юрисдикции зависит в первую очередь от того, какие затраты, связанные с регистрацией (и поддержанием) компании, судна, получением радиолицензий и т. д. придется понести в той или иной юрисдикции. При этом также необходимо заблаговременно проверить следующие моменты:
- возможна ли регистрация судна с определенными характеристиками (возраст, тоннаж, тип и т. д.) в данной юрисдикции;
- возможен ли в данной юрисдикции требуемый тип регистрации (построенное судно, строящееся судно, чартерный договор, приобретенное судно, залог судна и пр.);
- может ли судно пройти сюрвейерскую проверку у признаваемого в данной юрисдикции сюрвейера;
- можете ли Вы обеспечить необходимый перечень документов для регистрации судна в данной юрисдикции, например, предоставление копий последних (до пяти) последовательных договоров купли-продажи судна;
- допускает ли эта юрисдикция временную смену флага и возможен ли выпуск необходимых по форме и по содержанию документов для последующего заключения чартерных договоров в РФ;
- другие вопросы.
С выбором юрисдикции регистрации судна Вам помогут специалисты нашей компании.
Процедура регистрации яхты на примере Британских Виргинских островов
Для лучшего понимания того, как же на самом деле происходит регистрация суда, ниже изложена упрощенная процедура регистрации яхты на БВО. Основанием для применения упрощенной процедуры является английский Merchant Shipping Act, в соответствии с которым яхты для отдыха и развлечений, не использующиеся в торговой деятельности, освобождаются от требования предоставления некоторых документов в регистрирующие органы.
Процедура регистрации яхты:
1. Яхта проходит сюрвейерскую оценку у одного из признаваемых Обществ:
- Lloyds Register
- American Bureau of Shipping
- Bureau of Veritas
- Det Norske Veritas
- Germanisher Lloyd
- Registro Italiano Naval
- Royal Yachting Association (UK) (суда длиной до 45 футов/13.7 метров)
- Yacht Brokers, Designers and Surveyors (UK) (суда длиной до 45 футов/13.7 метров)
или сюрвейеров, получивших рекомендацию (авторизованных) у этих Обществ. Однако при этом необходимо предоставлять дополнительные документы на этого сюрвейера. Так что лучший вариант — проходить оценку у одного из перечисленных сюрвейеров.
2. Заполняется специальная Форма-заявка на регистрацию яхты в реестре БВО, (предоставляется специалистами нашей компании). В заявке указывается 2 варианта наименования яхты в реестре БВО и некоторые другие данные.
3. Назначается специальной формой местный агент для осуществления процедуры регистрации в случае, если заявитель — юридическое лицо.
4. Следующие документы (неполный перечень) дополнительно к Форме-заявке должны быть предоставлены уполномоченному регистрационному агенту:
- Appointment of Authorized Officer;
- Document of Title (Bill of Sale или Builder’s Certificate);
- Deletion Certificate from Foreign Registry (если есть);
- Certificate of Survey;
- также ряд других документов.
Язык предоставления документов — английский. Если какие либо из документов выпущены не на территории Великобритании, то они должны быть заверены путем проставления Апостиля.
5. Следующие документы (неполный перечень) могут быть подготовлены при участии специалистов нашей компании:
- Approval of Name;
- Application to Register a Ship;
- Appointment of Representative Person and/or Manager; (не обязательно, но рекомендуется);
- Declaration of Intended Use of Vessel;
- также ряд других документов.
6. Получение Carving and Marking Note
После предоставления всех документов в регистрирующий орган, следует первый этап регистрации — получение Carving and Marking Note. Стандартный срок получения этого документа — не более двух недель. Этот документ служит для подтверждения правильности нанесения наименования судна, его реквизитов в соответствии с Merchant Shipping Act. После нанесения наименования судна и его реквизитов в соответствии с инструкциями, изложенными в Carving and Marking Note, в этой инструкции проставляется заверение Британского консула или сюрвейера о том, что нанесение произведено в соответствии с данным документом. После проставления заверения этот документ предоставляется обратно в регистрирующий орган.
7. Предоставление документов на получение радиосигнала
Для получения радиосигнала заполняются специальные формы в зависимости от типа установленного на борту судна оборудования. При этом следует иметь в виду следующее: если судно осуществляет торговые перевозки в определенных зонах земного шара, то (в соответствии с международными конвенциями) это судно должно быть обеспечено соответствующим радиолокационным оборудованием.
В любом случае в лицензирующий орган на БВО должны быть представлены следующие документы:
-
форма лицензии на судно;
-
персональная форма на радио оператора;
-
форма контактов для информирования в экстренных случаях.
При необходимости также заполняются дополнительные формы.
Специалисты нашей компании, в случае затруднений при заполнении этих форм (поскольку они содержат довольно много технической информации) могут самостоятельно заполнить их, запросив необходимые данные.
8. Получение Blue Book или Сертификата о регистрации судна.
После возврата Carving and Marking Note в регистрирующий орган Сертификат о регистрации судна выдается, как правило, в течение двух дней.
Стоимость и сроки
Полная стоимость процедуры регистрации судна на Британских Виргинских островах от 230 тысяч рублей в зависимости от фактического местонахождения судна, необходимости дополнительных пересылок документов курьерской почтой и прочего. Сроки регистрации от двух недель до 1,5 месяца, в зависимости от оперативности предоставления нам информации и необходимых документов.
Перечень возможных юрисдикций для регистрации судов:
Пройдя по ссылкам, Вы сможете получить общее представление о данной юрисдикции и о регистрации там компании, так как оформление судна, как правило, возможно только на местные резидентные структуры.
- Багамские острова
- Белиз
- Британские Виргинские острова
- Гибралтар
- Округ Джерси
- Республика Кипр
- Мальта
- Маршалловы острова
- Остров Мэн
- Республика Панама
- Сент-Винсент и Гренадины
Наши юристы осуществляют широкий спектр услуг в области морского права, в частности:
- Регистрация яхт и судов в оффшорных и низконалоговых юрисдикциях;
- Регистрация компаний в целях владения судном в выбранной юрисдикции;
- Снятие яхт с учёта;
- Организация сюрвейерского осмотра;
- Государственная регистрация перехода права собственности;
- Консультационные услуги по вопросам налогообложения чартерной деятельности;
- Внесение изменений в судовые документы;
- Смена флага;
- Взаимодействие с верфью в процессе постройки;
- Получение радиосигнала и лицензии радиооператора;
- Экспертиза судна и компании-судовладельца,
- Консалтинговые услуги по вопросам необходимости уплаты НДС при длительном нахождении яхты в ЕС;
- Мальтийская и кипрская лизинговая схемы для существенного сокращения НДС при регистрации прогулочной яхты;
- Проверка наличия или отсутствия внесенных в реестр обременений права, а также задолженностей в судовом реестре;
- Разрешение споров в судах оффшорных юрисдикций;
- Временный ввоз яхт в РФ;
- Регистрация ипотек и обременений того же характера в отношении морских судов.