Ниже справочно приведены основные методы, рекомендованные ОЭСР и применяемые мировым сообществом в рамках принципа «вытянутой руки». В некоторых странах большее распространение получили одни из них, в других – другие или их комплексное сочетание. Поэтому приведенная информация не может, безусловно, служить практической рекомендацией без дополнительного исследования конкретной деятельности и сделки, однако, мы надеемся, может быть интересной для Вас при диагностировании рисков в работе иностранных холдингов. Владея информацией о применяемом методе, налогоплательщик может планировать свою деятельность внутри холдинга оптимально с точки зрения налогообложения и без рисков претензий со стороны налоговых органов.

Наши преимущества

Уникальность нашей компании заключается в том, что мы можем не только проконсультировать Вас по вопросам создания и управления бизнесом, но и организовать Ваш бизнес в соответствии с выбранной Вами структурой, организовать ее поддержание и обслуживание наиболее удобным для Вас способом.

В случаях, когда вопрос требует разрешения непосредственно на территории страны ведения бизнеса - мы имеем уникальную возможность привлекать к работе наших партнёров – юристов, адвокатов и регистраторов, профессиональных посредников и трастовых управляющих, непосредственно практикующих в стране соответствующего права. Это обстоятельство позволяет нам предлагать нашим клиентам услуги по структурированию иностранного бизнеса любой сложности.

В основном, данный метод применяется к производителям товаров или поставщикам услуг. В данном методе анализ сфокусирован на наценке, которую делает поставщик, предоставляющий товары или услуги, зависимому покупателю. При использовании метода сравнения добавочной стоимости наценка поставщика в сделке с зависимым покупателем может сравниваться с двумя величинами:

Так же, как и метод цены перепродажи, метод добавочной стоимости может использоваться при отсутствии подходящей сравнимой независимой сделки, поскольку себестоимость товара или услуги для поставщика при продаже их как зависимым, так и независимым покупателям в большинстве случаев будет либо одинаковой, либо потребует незначительной корректировки в целях анализа.

  1. Метод сравнения неконтролируемой цены

    Суть этого метода заключается в сравнении цен за товары и услуги, которые обращаются между взаимозависимыми лицами, с ценами за товары и услуги в сделках между независимыми субъектами, совершаемых на аналогичных условиях. В случае, если данные цены существенно отличаются, это свидетельствует о том, что взаимозависимые лица действует не в рамках принципа «вытянутой руки», и цена их сделки подлежит корректировке.

    Метод сравнимой неконтролируемой цены является наиболее прямым способом контроля и, в связи с этим, наиболее распространенным, применяется,  как правило, в первую очередь, в тех случаях, когда это возможно.

  2. Метод сравнения цены перепродажи

    Данный метод применим в случаях, когда продукт, купленный у зависимой стороны, перепродается независимому лицу. В этом случае, оценке подлежат функции лица, перепродающего товар. При соблюдении принципа «вытянутой руки» цена перепродажи должна принести продавцу доход, достаточный для того, чтобы покрыть его операционные расходы и извлечь разумную прибыль исходя из выполненных им функций, а также затраченных средств и понесенных рисков. Преимущество данного метода перед методом сравнения неконтролируемой цены в том, что он может быть использован и в тех случаях, когда не представляется возможным найти подходящую сравнимую независимую сделку.

    • Метод сравнения добавочной стоимости
    • с наценкой, которую делает этот же поставщик при заключении сделок с независимыми покупателями;
    • с наценкой, которую делают другие поставщики в аналогичных сделках.
  3. Метод распределения прибыли

    Данный метод эффективен в тех случаях, когда несколько сделок между взаимозависимыми лицами настолько связаны, что они не могут анализироваться отдельно друг от друга или когда уникальных характер нематериального имущества, которым совместно владеют несколько субъектов, делает невозможным подбор походящей сравнимой сделки (например, авторские права и иная интеллектуальная собственность). Данный метод включает в себя распределение прибыли к доходу того или иного участника сделки в зависимости от их фактического участия в исполнении сделки, вложенных активов,  понесенных расходов и принятых рисков.

  4. Метод сравнения чистой прибыли

    При использовании метода сравнения чистой прибыли сравнивается прибыль, полученная субъектом от зависимой стороны с прибылью, полученной от нее независимыми субъектами при аналогичных условиях. Основное отличие данного метода от методов сравнения цены перепродажи и добавочной стоимости в том, что он сфокусирован на анализе именно чистой прибыли, а не валового дохода от сделки.

При осуществлении налогового планирования сделок и иных отношений между структурами иностранного холдинга следует учитывать приведенные выше методы контроля за ценообразованием в сделках между корпоративно зависимыми лицами, чтобы избежать неблагоприятных налоговых последствий в виде корректировок цен и, как следствие, доначисления налогов, начисления пеней и наложения штрафов.

Важно заметить, что сделки между взаимозависимыми лицами, если они имеют привязку к налоговой системе России, подпадают под правила трансфертного ценообразования на условиях российского законодательства. Оно базируется на описанных выше принципах, однако (как и в любой иной стране мира), имеет свои процедурные особенности.

Если Ваш бизнес построен на холдинговых отношениях, однако, цены, назначаемые между зависимыми лицами, не соответствуют принципам, описанным выше, мы рекомендуем Вам дополнительно проанализировать ценообразование на соответствие применимым в соответствующих юрисдикциях правилам, и будем рады Вам помочь.

Смотрите также

ТОП – 5 Судебных уроков 2018 года. Российский фокус
Квалификация внутригрупповых расходов на маркетинг и рекламу
ТОП-5 Судебных уроков 2018 года. Российский фокус
Рассмотрим кейс дела ЗАО «НПФ Технохим» и ответим, кто несет ответственность в сделках с «лишним» посредником.

Заказать услугу